Федеральным трассам предложено экономить на всем
Добавлено: 18 мая 2010
Российская Газета

Весной
автомобилисты не успевают считать ямы
на дорогах и калечат машины. Однако,
судя по сообщениям наших читателей,
дорожники почему-то не спешат латать
дыры.
Читатели
спрашивают: существуют ли какие-то
сроки, в которые эти ямы должны быть
ликвидированы? На эти и другие "больные"
дорожные вопросы читателей, которые
они задали по "горячей линии" в
редакции "Российской
газеты",
ответил руководитель Федерального
дорожного агентства Анатолий Михайлович
Чабунин.
Российская
газета: Анатолий Михайлович,
создается впечатление, что никаких
жестких сроков по латанию дыр для
дорожников не существует. Что на самом
деле?
Анатолий
Чабунин: Весна на самом деле самое
тяжелое время для дорожников. После
зимы обнажаются все деформации дорожного
полотна, в первую очередь это выбоины
и трещины, которые приносят неудобства
и неприятности. Сроки их устранения
оговорены нормативными актами, в
частности, ГОСТом 50597. На ликвидацию
выбоин на автодорогах отводится от 5 до
10 суток в зависимости от их классификации.
На федеральных скоростных автомагистралях
этот срок составляет не более 5 суток,
и этот норматив мы стремимся выполнять.
РГ: Эти
нормативы рекомендательные или
обязательные?
Чабунин: Это
обязательные нормативы.
РГ: А
если сроки ремонта растягиваются на
месяц или месяцы? К кому обращаться,
чтобы подтолкнуть господ дорожников,
по каким-то причинам не делающих ремонт?
Чабунин: В
первую очередь это тот орган управления,
который непосредственно отвечает за
конкретную дорогу, - это Федеральные
управления автодорог.
Ну
и, соответственно, в Федеральное дорожное
агентство, то есть непосредственно к
нам. Есть у нас и специальная форма на
интернет-сайте www.rosavtodor.ru, и даже "горячая"
телефонная линия, которую мы открыли
на период действия весенних ограничений
движения тяжеловесов по федеральным
автодорогам. Для нас исключительно
важна "обратная связь" с пользователями
дорог. Поэтому мы планируем продолжить
работу "горячей линии" и после
окончания действия весенних ограничений.
Вот номер телефона: (495) 687-14-67.
РГ: В
связи с кризисом уменьшилось количество
средств, выделяемых на поддержание
дорог. Значит, дорожники вынуждены на
чем-то экономить?
Чабунин: К
сожалению, средств действительно
выделено несколько меньше. А когда
средств не хватает, приходится либо
менять цикличность работ, либо отказываться
от каких-то из них. Тем не менее мы исходим
из того, что работы, которые непосредственно
связаны с проезжей частью, должны
все-таки выполняться. А вот мыть, например,
барьерные ограждения приходится
несколько реже. Такими приемами мы
пытаемся снизить негативные последствия
кризиса. Сегодня на федеральных дорогах
мы имеем 39 процентов средств от норматива
по содержанию.
РГ: Это
критическая цифра?
Чабунин: На
самом деле, бывали годы и хуже. Все-таки
мы с 2004 года наращивали эти объемы. В
2007 году приняли нормативы и стремились
к ним перейти. Ну, не получилось. Надеемся,
что все-таки, как нам говорят наши ведущие
экономисты, дно кризиса мы уже миновали.
Но те виды работ, которые мы должны
выполнять, мы выполняем полностью.
РГ: Приходится
слышать от высокопоставленных экспертов,
что при более чем скромном финансировании
главное - удержать дорожную сеть от
дальнейшей деградации. Удержать хотя
бы то состояние, которое есть.
Чабунин: Тут
дело не только в деньгах. Я вам простой
пример приведу. В Нижнем Ингаше в
Красноярском крае осенью 2009 года
настоящий коллапс произошел. Тогда
тяжелые грузовики при неблагоприятных
погодных условиях просто раздавили
дорогу, которая находилась в процессе
реконструкции. Движение на этом важном
направлении было парализовано. Тогда
мы установили пункт весового контроля
и вместе с ГИБДД и Транснадзором
установили дежурство. За 3 месяца было
задержано 940 автомобилей, масса которых
превышала допустимую нагрузку на 30 - 50
процентов. То есть даже при стопроцентном
финансировании мы не сможем удержать
дороги от разрушения, если не придерживаться
правил перевозок.
Сейчас
мы разослали акты и ждем от ГИБДД реакции,
чтобы они приняли те меры, которые
предусмотрены административным кодексом.
А меры, на самом деле, очень серьезные
предусмотрены. На юридическое лицо
налагается единоразовый штраф в размере
450 тысяч рублей, если автомобиль не имеет
надлежащим образом оформленного
разрешения на движение с грузом
определенной массы и габаритами. И дело
не в том, что дороге наносится ущерб.
Ведь есть еще и мостовые сооружения,
которые не рассчитаны под эту нагрузку.
И проезд тяжеловесного автомобиля может
вызвать катастрофические последствия,
вплоть до обрушения конструкций. И такое
уже случалось на федеральных автодорогах.
Некоторые
перевозчики считают, что можно ехать
как им нравится. Но это не так. Есть
правила, и мы будем следить за их
соблюдением.
РГ: Каким
образом, штрафами?
Чабунин: И
штрафами тоже. Это ведь еще и приличные
деньги в бюджет. Более 400 миллионов
рублей с 940 автомобилей, если посчитать
за три месяца дежурств на одном участке
автомобильной дороги.
Но
главная задача - не штрафы собрать, а
отучить автомобилистов ездить с
перевесом. Понятно, что это может
затронуть доходы компаний-перевозчиков,
но эти доходы не должны достигаться за
счет разрушения инфраструктуры. Вспомним,
стремление увезти как можно больше в
авиации обернулось серией катастроф.
Мы
должны шире осваивать и применять все
формы контроля. Сегодня места погрузки
не оборудованы весами. И водитель может
не знать, какая у него масса автомобиля.
В местах грузообразования необходимо
наладить систему взвешивания, которая
когда-то работала.
РГ: 400
миллионов, которые вы надеетесь собрать,
не могут не греть дорожников. И, наверное,
есть желание, чтобы они вернулись в виде
ремонта пострадавшей дороги? Появится
ли дорожный фонд или что-то подобное?
Чабунин:Сегодня все средства, которые администрирует
Федеральное дорожное агентство, поступают
в федеральный бюджет. В Ульяновске на
заседании президиума Госсовета президент
дал поручение еще раз вернуться к идее
дорожных фондов и разобраться в ее
целесообразности. На этот счет есть и
поручение председателя правительства.
Все имеющиеся по этому вопросу предложения
проходят обсуждение в Министерстве
транспорта РФ, в других заинтересованных
министерствах и ведомствах.
Наша
основная цель - надлежащим образом
содержать то имущество, которое было
создано до нас. Но его надо не только
содержать, надо улучшать его потребительские
свойства. У нас на сегодняшний день по
федеральной дорожной сети более 30
процентов дорог рассчитано под нагрузку
не более 6 тонн на ось. А разрешенная
масса сегодня - свыше 10. Ее даже можно
не оформлять специальным разрешением.
Но при этом дороге от этого не легче -
она просто разрушается.
РГ:Как вы сегодня оцениваете состояние
федеральных дорог?
Чабунин:В нормативном транспортно-эксплуатационном
состоянии находится 39,6 процента дорог.
Они имеют оптимальный коэффициент
сцепления, влияющий на безопасность
дорожного движения. Сюда можно приплюсовать
еще 50 процентов автодорог, по которым
можно нормально ехать. В итоге около 95
процентов федеральных автодорог можно
назвать достаточно приличными.
РГ: Что
же, по оставшимся 5 процентам федеральных
дорог проехать нельзя?
Чабунин: Это
те самые дороги, которым необходим
капитальный ремонт. Ежегодно в нем
нуждается минимум 5 тысяч километров
только федеральных дорог.
РГ: А
денег хватает насколько?
Чабунин: На
сегодняшний день текущее содержание
федеральных дорог требует средств в
размере около 170 миллиардов рублей. Если
говорить о потребностях всех российских
автодорог, то сумма оценивается от 1
триллиона до 1 триллиона 200 миллиардов
рублей.
РГ: На
какую сумму дорожники могут рассчитывать
при планировании ремонта?
Чабунин:На текущие расходы по содержанию
федеральных дорог и искусственных
сооружений на них в 2010 году выделено 62
миллиарда рублей, включая расходы на
ремонт и капитальный ремонт. При этом
на всю сеть автодорог будет выделено
200 миллиардов рублей.
РГ:Получается, что на поддержку дорог
удается наскрести пятую часть от
необходимых сумм. Значит, без региональных
дорожных фондов не обойтись?
Чабунин:Если говорить про целевые региональные
фонды, есть разные предложения, каким
путем пойти. Не все поддерживают идею
о перераспределении каких-то источников
из федерального бюджета в региональные,
поэтому обсуждается предложение брать
плату с грузовиков свыше 12 тонн - это
"свежий" источник. И главное - он
отражает экономическую справедливость,
если так можно сказать.
РГ:Насколько больше средств вам удастся
привлечь для того, чтобы восстанавливать
дороги. Увеличится ли капитальный
ремонт?
Чабунин: Один
из вариантов использования целевых
фондов - обеспечение текущих расходов.
То есть тех самых нормативов финансовых
затрат на содержание и ремонт автодорог.
РГ: Вопрос
от читателя Артема Смагина из города
Дзержинска Нижегородской области.
Федеральная трасса М-7 Москва - Казань
одна из самых опасных дорог в стране.
По его мнению, чуть ли не ежедневно
проходят сводки с мест о лобовых
столкновениях. Собирается ли федеральный
центр повлиять на ситуацию, не пора ли
строить разделительные барьеры?
Чабунин: Барьерные
ограждения строим и будем строить, в
том числе и на М-7. В Нижегородской области
на 40 километров в этом году будет в
рамках конкурса заключен контракт на
ограждение. Постараемся применить не
стальную "разделительную полосу",
как практиковалось до этого очень
широко, а бетонное ограждение. Оно служит
дольше стального и имеет высокую
прочность. Его как раз будем ставить на
направлении Москва - Нижний Новгород.
С точки зрения эксплуатации очень
удобно. Это также приведет и к снижению
затрат текущего характера в период
эксплуатации. А ухаживать за разделительным
стальным ограждением из криволинейного
бруса очень сложно - невозможно применить
механизацию, много ручной работы.
РГ: Из
Казани Айдар Галиев интересуется,
начался ли на автотрассе "Волга"
эксперимент оказания быстрой помощи
пострадавшим в ДТП с помощью ГЛОНАСС.
И насколько эффективно работает система?
Чабунин: Однозначно
работает. Результаты положительные уже
есть. Ведь важно что: если человеку в
течение первых 30 минут после ДТП оказали
помощь, то процент выживаемости намного
выше.
РГ: Почему
в Кировской области до сих пор не передана
в федеральную собственность дорога на
Пермь и Нижний Новгород, ведь это
транзитная трасса? - спрашивает Игорь
Селезнев, поселок Кумены.
Чабунин: Процедура
принятия в федеральную собственность
дорог достаточно хлопотная и длинная.
Во-первых, администрация области должна
подготовить все правоустанавливающие
документы. Во-вторых, мы можем принять
дорогу только после того, как Минфин
России согласует выделение соответствующих
ассигнований на ее содержание. Необходимы
и другие согласования. Принятие дороги
в федеральную собственность оформляется
постановлением правительства.
РГ: А
в каких случаях передаются дороги из
регионального управления в федеральное?
Чабунин: Есть
четкие критерии, какие дороги относятся
к федеральным. Прежде всего это дороги,
соединяющие областные центры. Конечно,
для регионов их содержание обременительно,
и они стараются убрать эту нагрузку со
своего бюджета.
РГ: Значит
ли это, что еще не все дороги, которые
по закону должны быть федеральными,
таковыми стали?
Чабунин: Процесс
постепенно идет. По мере возможности
мы принимаем в наше ведение региональные
дороги. Поэтому прирост федеральных
сетей идет не только за счет строительства
новых дорог, но и за счет приемки
региональных. Например, только в текущем
году мы приняли на баланс 328 километров
трассы Уфа - Оренбург. В 2008-2009 годах в
федеральный статус переведены бывшие
региональные автодороги "Вилюй",
"Сортавала", общая протяженность
которых составляет более двух с половиной
тысяч километров.
РГ: Много
вопросов о том, кто должен отвечать за
построенную дорогу? Обычно производитель
несет ответственность за изделие в
пределах гарантийного срока. С дорогами
почему-то по-другому.
Чабунин: Ситуацию
необходимо менять. Сейчас подрядчик
дорогу построил и ушел. А все огрехи
ложатся на эксплуатационное предприятие.
На наш взгляд, тот, кто построил дорогу,
должен за ней и смотреть, и сам устранять
недоделки. Срок контракта жизненного
цикла должен быть 15 лет. Например, участок
не менее 50 километров строится 3 года,
а потом те, кто его построил, 12 лет должны
его эксплуатировать до наступления
срока капитального ремонта. И тогда все
огрехи, которые вылезут у строителей
после окончания строительства, должны
будут устраняться за их счет. Тогда
будет меньше соблазна нарушать технические
условия при строительстве, чтобы
сэкономить.
РГ: Но
ведь и сейчас есть гарантийный срок для
новой трассы.
Чабунин: От
3 до 4 лет. Но при этом возникает ряд
объективных сложностей. Если выявляется
какой-либо дефект, иногда бывает очень
трудно определить, возник он по вине
строителей или по вине эксплуатационщиков.
РГ: Есть
ли штрафы для тех, кто схалтурил?
Чабунин: Финансовые
санкции предусматриваются государственными
контрактами. И мы их периодически
предъявляем. Вопрос заключается в
другом: если строители отказываются
платить штрафы в добровольном порядке,
то для их взыскания и расторжения
контракта мы должны обращаться в суд.
Судебные процедуры длятся достаточно
долго, и победы в них нам никто не
гарантировал. То есть права подрядчика
сегодня на законодательном нашем уровне
защищены достаточно сильно, и
недобросовестные подрядчики этим
пользуются.
РГ: И
еще вопрос от читателей: будет ли
реализован проект по организации
дублирующего отрезка трассы М-5 "Урал",
который может пройти через новый мост
в Ульяновске? Это дорога из Центральной
России в Сибирь, на Дальний Восток. За
счет этого разгрузятся существующие
федеральные трассы?
Чабунин: Федеральная
целевая программа "Развитие транспортной
системы России (2010-2015 годы)"
предусматривает инженерные изыскания
по этому коридору. Но будут ли выделены
на этот проект средства? Мосты через
Волгу в городе Ульяновске и через реку
Оку в городе Муроме уже есть. И между
ними можно построить дорогу, которая,
минуя существующие М-7 и М-5, обеспечит
выход на Урал. И строительство по новому
направлению будет дешевле, нежели
реконструкция уже существующих участков
в направлении Урала. Они уже обросли
постройками, а выкуп земли у нас достаточно
большая статья затрат при строительстве
дорог и в отдельных случаях составляет
до 40 процентов сметной стоимости объекта. Алексей Фролов, Татьяна Шадрина
« назад |