|
Аспекты инвестиционной привлекательности международных автомобильных перевозок
Динамичный рост международных автомобильных перевозок (МАП) на мировом рынке транспортных услуг в последнее время обусловлен многими факторами, присутствующими и в экономике России. Рост объемов производства услуг автомобильного транспорта по данным зарубежных и отечественных источников составил за последнее двадцатилетие в мире почти 210%, в то время как рост валового продукта за тот же период составил около 70-80%.
Привлекательность автомобильного транспорта для всех категорий потребителей в отраслях промышленности и естественно инвесторов определяют сравнительные преимущества, имеющиеся у автомобильного транспорта перед другими видами транспорта.
Прежде всего, значимыми преимуществами, составляющими сферу интереса западных и отечественных инвесторов, являются гибкость и мобильность, высокая скорость доставки грузов и пассажиров автомобильным транспортом, меньшие непроизводительные потери времени, относительно невысокие цены.
Высокая степень надежности и скорость доставки грузов является предпосылкой для переключения ценных и дорогостоящих грузов на автомобильный транспорт. Отмеченная тенденция характерна не только для России, но и в целом для мирового транспортного рынка. Некоторые из сравнительных преимуществ рынка транспортных услуг приобретены или сложились под воздействием внутренней и внешней конкурентной борьбы между перевозчиками или их агентами.
В период экономических реформ в России также были сформированы некоторые из конкурентных преимуществ, как, например, низкая себестоимость перевозки или доставки грузов, низкая стоимость рабочей силы при потенциальном ее избытке, и другие, поддержание которых на необходимом уровне или создание на их основе других преимуществ в целом будет способствовать повышению конкурентоспособности транспортной отрасли России. Так, например, если еще 5 лет назад перевозчики из развитых европейских стран не воспринимали россиян на западных трассах как одну из серьезных угроз в конкуренции, то в последние 2 года конкуренция настолько усилилась, а "прорыв" россиян в Европу стал так реален, что на мировом уровне, как первоочередная, обсуждается проблема доступа перевозчиков из бывших социалистических стран на мировой рынок транспортных услуг, технологических, экологических, разрешительных барьеров для ограничения их количества.
Конкурентные преимущества россиян очевидны производителям транспортных услуг из других стран, поэтому, не дожидаясь воздействия государственных ограничительных и регулирующих мер, они меняют стратегию и политику присутствия на рынке Европы и России.
Позиции в прошлом главных конкурентов России в международных автомобильных перевозках за два года ослаблены, некоторые страны, как Германия, Нидерланды, практически ушли с нашего рынка, используя другие формы конкурентной борьбы, как, например, создание совместных предприятий с использованием иностранного капитала в зонах благоприятного экономического режима, другие страны, например Беларусь, усиливают свои позиции.
Решающим, более привлекательным преимуществом, которое можно считать и потенциалом будущего развития является низкая себестоимость услуг по доставке грузов.
Нарастание конкуренции в международных автомобильных перевозках может привести к постепенному их разрушению, следовательно, необходима политика поддержания и создания новых конкурентных преимуществ, поддерживаемая соответствующими инвестициями.
Направлениями вложений могут стать следующие:
1. Наметившаяся стабильность интермодальных перевозок России (под интермодальной понимается система доставки грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с их перегрузкой в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца) определяет необходимость на правительственном и региональном уровнях разработать систему мер стимулирования, усиления привлекательности транспортной деятельности, включающую не только меры государственного регулирования, но создания благоприятных режимов инвестирования.
2. Формирование технологической базы и включение в соревнование в этой сфере с развитыми странами. В международных автомобильных перевозках для решения этого вопроса необходимо: наличие подвижного состава, соответствующего стандартам мирового рынка транспортных услуг и развития техническая база, инфраструктура позволяющая использовать новейшие технологии в доставке грузов и пассажиров.
Существуют два варианта решения проблемы: стратегический - рассчитанный на долгосрочную перспективу и солидные вложения в развитие отраслей автомобилестроения и автомобильного транспорта; и переходный - использующий имеющийся потенциал с минимальным вложениями для оживления экономики отрасли и наращивания потенциала в дальнейшем необходимого для реализации стратегического подхода.
Создание такого потенциала - основы развития на данном этапе более приемлемо в рамках существующего международного разделения труда: для России это более выгодный путь - не производить подвижной состав, а приобретать его, создав благоприятный таможенный и налоговый режим. Инвестиции в этом случае окупаются в 10 раз быстрее, чем вложения в развитие автомобилестроения, и уже в первые годы приносят реальную прибыль.
Вложения в развитие международных автомобильных перевозок привлекательны и для решения социальных проблем. Развитие конкурентной среды и возникновение новых производителей транспортных услуг решает проблему занятости и создания новых рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда. Многие специалисты показывают, что имеющиеся производственные мощности занимают, например, на один автомобиль - около 4 человек, 1 рабочее место в морском порту создает дополнительно до 10 рабочих мест в регионе.
3. Привлекаемые инвестиции в направлении совершенствования технологической базы МАП должны быть использованы на закупку новых технологий и оборудования. Наследство советской экономической системы России в этой области значительно. Среднее по мощности АТП того времени имело мощную производственно-технологическую базу и парк автомобилей около 200-300 единиц. В настоящее время эти мощности не востребованы. Инвестиции на реконструкцию и модернизацию объемны, имеют больший срок окупаемости, но при сравнении их с инвестициями необходимыми для создания новой технологической базы многократно меньше.
4. Привлекательность вложений в МАП как один из самых мобильных элементов создаваемых в мире и России логистических систем очевидна.
Исследования, проводимые в данной области показали, что автомобиль, участвующий в международной доставке движется в сутки в среднем от 200 до 400 км и простаивает в течение 4-6 часов. С развитием логистической инфраструктуры и внедрением соответствующих технологий, возможно сократить простои до рациональных 1-2 часов в сутки и увеличить время эффективной работы автомобиля. Для чего необходимы инвестиции в создание дополнительных таможенных пунктов, складское и терминальное хозяйство, дорожное строительство, телекоммуникации, развитие информационных технологий и связи.
Таким образом, привлекательность МАП для повышения конкурентоспособности транспортной отрасли России достаточно велика. Необходимы инвестиции и правильное их использование в соответствии с имеющимися конкурентными преимуществами и возможностями, а также их рациональное использование.
Добавленно 08.09.2008 Источник: www.mosresurs.ru
Особенности продвижения транспортной компании (Добавленно: 11.12.2008)
В начале работы над концепцией продвижения транспортной компании следует провести анализ стратегии продвижения у конкурентов. Стоимость грузоперевозок. Оптимальные решения в условиях финансового кризиса. (Добавленно: 08.12.2008)
При планировании грузоперевозки расчет стоимости осуществляется, исходя из общих параметров груза, сроков доставки, характеристик маршрута, а также может играть роль и состояние дорог. Как грамотно оформить договор на грузоперевозку? Несколько полезных советов. (Добавленно: 03.12.2008)
Договор на настоящий момент – это необходимое условие профессионального подхода к бизнесу грузоперевозок, не смотря на то, что существует множество фирм, работающих без него, что, естественно, говорит о непрофессионализме и несерьезном подходе компании. Транспортная логистика в условиях финансового кризиса (Добавленно: 25.11.2008)
В условиях финансового кризиса эксперты в области транспортной логистики советуют сфокусировать свое внимание на изучении рынка, с целью выявления наиболее перспективных отраслей. Как повлияет финансовый кризис на грузоперевозки? (Добавленно: 20.11.2008)
Чтобы преодолеть негативные последствия финансового кризиса грузоперевозок нужно взаимопонимание и полная отдача от коллектива. Сложившаяся ситуация заставляет автоперевозчиков бороться за свои грузы, конкурируя сдругими видами транспорта.
|